Коробка переключения передач КПП-152 с делителем на КамАЗ

10-ти ступенчатая коробка передач КАМАЗ модели 152 ставится на российских грузовиках с 1995 года. Состоит она из 2-х узлов: собственно 5-ти ступенчатой коробки и 2-х ступенчатого редуктора — делителя. Первая на понижение, вторая — высшая. Благодаря комбинации 5-тиступенчатой КП и двух вышеописанных механических передач на выходе получается 10 переднего и 2 заднего хода.

Коробкой передач КАМАЗ 152 -250 оснащают грузовики-тягачи, которые используют в роли «локомотива» для автопоездов.

Делитель передач (ДП) — еще один важный узел. Предназначение этой части КПП заключается в улучшении тяговых и экономических показателей грузовика за счет ощутимого снижения частоты смены передач вручную (при помощи рычага).

Коробка передач КАМАЗ – КПП 152 (2) Коробка передач КАМАЗ – КПП 152 (1)

Как устроена КПП

Коробка передач модели 152 КАМАЗ обладает 5 отличительными нюансами от 15-ой:

  1. В ДП произведено упрочнение шлицов, каретки и зубчатых колес первичного вала. Усилению была подвергнута муфта синхронизатора. Продольный размер зубцов шестерней стала больше.
  2. Шестеренки соединены с промежуточным валом бесшпоночным способом.
  3. Механическая связь между вторичным валом и деталью «каретка синхронизатора» 4-ой, 5-ой передач больше не предполагает необходимость замкового устройства.
  4. Во избежание неконтролируемого выключения 4-ой и 5-ой передач размеры зубцов шестерней и муфт стали больше.
  5. Диаметр венца зубчатого колеса 4-ой сделан больше.

Шестеренка в конструкции промежуточного вала и сам этот элемент 152-ой нельзя заменить на подобный от 15-ой модели. Особое внимание нужно обратить на маркировку запчастей для грузовика, номера которых идут от 152-го и больше.

Также практически полной идентичностью (за исключением ряда запчастей) обладают трансмиссии с серийными номерами 142 и 152-1700050. Отличия перечислены далее:

  • Разнится исполнение крышки заднего шарикоподшипника, также заметны отличия в реализации первичного вала;
  • Кольцо в системе подачи трансмиссионного масла (маслонагнетательное) на шлицах отсутствует. Вместо этого узла в 152-ой коробке установлена муфта синхронизатора.
  • В конструкции 142-ой серии присутствует передняя крышка ПржВ (промежуточного вала). В 152-ом варианте она заменена на распорную втулку, предназначенную для удержания осевого сдвига шарикоподшипника, расположенного спереди, в заданных границах. Распорная втулка также выполняет функцию маслоотражательной шайбы.
  • Контакт полостей для трансмиссионного масла делителя и КП реализован при помощи дырок, проделанных в стенке 1-го узла и в переднем торце КП.

Первичный вал (ПрвВ) нуждается в постоянной регулировке осевого хода. С этой целью в 152-ой имеются прокладки из прочной стали с толщинами 0.20 либо 0.30 мм.

Технические характеристики

1. Подшипники

Шарикоподшипники всегда установлены в опорах ПрвВ (первичного вала). В промежуточном (ПржВ) шарикоподшипник имеется в передней опоре, в задней — роликовый, без внутр. кольца. Ситуация с опорами ПрвВ несколько иная: роликоподшипник без колец установлен спереди, шариковый — в задней части. Вторичный вал (ВтчВ) также укомплектован 2-мя подшипниками: роликовый расположенном спереди и шариковый сзади. Передней опорой ПржВ является роликоподшипник, в задней части устанавливается 2-х нарядный роликоподшипник (сферический).

2. Шарикоподшипники шестерен

Используются 2-х рядные роликовые без колец, с наличием сепараторов. Отличие наблюдается только в подшипнике шестеренки 4-ой передачи: здесь сепаратор отсутствует.

3. Шестерни

Зубцы в шестернях косые. Шестеренки с прямыми зубцами вращаются в 1-ой передаче и ЗХ (задн. хода).

4. Синхронизаторы

В грузовом автотранспорте применяются синхронизаторы с кольцами конусной формы (материал изготовления: латунь).

5. Система смазывания

Для увеличения срока службы трущихся металлических элементов применяется комбинированная схема смазывания трансмиссионным маслом. Подшипники шестерен делителя и КП дополнительно орошаются смазкой с помощью специального маслонагнетающего приспособления.

6. Механизм OM (отбора мощности)

От КПП с 2-х сторон по ГОСТ номер 12323-66. С левого бока — от венца шестеренки ЗХ (задн. хода) ПржВ. С правой — от венца блока зубчатых колес ЗХ. Есть возможность монтажа КОМ на месте верхней крышки 152-ой.

7. Управление КП трансмиссий

Управляется устройство грузового автомобиля механическим способом посредством дистанционн. привода. Для управления делителем применяется преселекторный механизм и пневматика.

8. Передаточные числа

  • 1H (No трансмиссии) — 7,820 (передаточное число);
  • 1В — 4.030;
  • 2H — 2.500;
  • 2B — 1.530;
  • 3H — 1.000;
  • 3В — 7.380;
  • 4H — 1.530;
  • 4B — 1.250;
  • 5H — 1.000;
  • 5В — 7.815;
  • 3XH — 7.380;
  • 3ХВ — 6.002.

В наличии

Коробка передач КАМАЗ — КПП 15

Модель КПП: 15

Артикул: 15.1700025

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 5320, 5511, 53212, 5410, 55102


После капремонта

Новый

В наличии

Коробка передач КАМАЗ — КПП 152

Модель КПП: 152

Артикул: 152.1700025

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43114, 53205, 55111, 53215, 65115 (Евро-1, Евро-2)


После капремонта

Новый

Под заказ

Коробка передач КАМАЗ — КПП 152 MFZ-430

Модель КПП: 152

Артикул: 152.1700000

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43253, 4308 (двигатели Cummins)


После капремонта

Новый

Под заказ

Коробка передач КАМАЗ — КПП 152 на ЯМЗ

Модель КПП: 152

Артикул: 152.1700000

Кол-во передач: 10

Применяемость: Двигатели ЯМЗ 236, 238


После капремонта

Новый


Комплектность КПП

Комплект стандартного устройства включает: сцепление, вилку его отключения, ведущий и ПржВ, картер, опоры рычага ПП и штока, блок шестеренок (ЗХ) заднего хода, ПрвВ. Дополнительно укомплектована гайками, болтами, роликоподшипниками, шарикоподшипниками, кольцами, стальными пружинами и т.п.

Возможные неисправности

Наиболее вероятные поломки 152-ой. Как их ремонтировать?

1. Скрежет при переключении трансмиссий. Для запуска 1-ой трансмиссии и заднего хода приходиться прилагать значительные усилия.

  • Причина: сцепление частично «ведет» (наблюдается неполное отключение).
  • Решение: Добиться, чтобы муфта, включающая механическое сцепление, двигалась свободно.

2. Для переключения трансмиссий водителю необходимо использовать силу.

  • Источник поломки: на опорах тяг ДУ (Дистанцион. Управления) накопилось много грязевых частиц и загустевшего трансмиссионного масла.
  • Решение: нужно тщательно вымыть специальным очистителем и нанести новую смазку 158 (еще известной как «синяя»).

3. Трансмиссии в делителе запускаются с шумами и скрежетом.

  • Причина: давление в пневматической системе управления выше нормы.
  • Способ починки: правильно настроить работу редукционного клапана.

4. Порвалась мембрана редукционного клапана.

  • Причина: кольца (конусные) выработали свой ресурс.
  • Метод ремонта: заменить данный фрагмент и мембрану в клапане.

5. Сухари ВП (вилки переключения) в коробке делителя выработали свой ресурс.

  • Источник поломки: забились воздушные каналы для выброса отработанного воздуха, что привело в неисправное состояние сапун клапана включения.
  • Как устранить проблему: Клапан разобрать на элементы, тщательно их вымыть особым эффективным очистителем. Затем смазать очищенные поверхности, испытывающие трение, хорошо известной водителям «синей» смазкой.

6.Случайное переключение трансмиссий во время поездки на грузовой машине.

  • Причины: поломка фиксаторов КП, лапки вилок и сухари давно отработали срок службы. Разболтанные крепления рычагов, неисправность функционирования системы ДУ.
  • Как починить: затянуть крепления, выполнить замену отработавших свой ресурс компонентов.

7. Не включаются передачи.

  • Причина: смещение дистанционного привода управления в результате сильного износа запчастей.
  • Методы устранения: регулировка привода с заменой пришедших в негодность элементов. Необходимо затянуть крепления. Если разрушены шарикоподшипники шестерен ведомого вала, их нужно извлечь и сменить.

8. Не включаются трансмиссии в коробке ДП.

  • Чем вызвано: заеданием поршней распределителя воздуха.
  • Как устранить: устройство разобрать, все составляющие промыть специальным очистителем и покрыть смазывающим составом 158 (синего цвета).

2-я: пространственное смещение упора клапана включения.

Способ ремонта: вернуть упор в требуемое положение.

3-я: неисправности: сломался упор клапана

Устранение: поставить новый.

4-я: Забился мусор в пневматическую систему управления делителя.

Что делать: продуть и хорошенько вымыть воздухопроводы, клапаны и дроссель. Для очистки конструкции использовать специальный очиститель.

9. В процессе работы КПП издает сильный шум

  • 1-ая причина: Запчасти критично изношены либо сколоты зубцы шестерней. Разбиты подшипники.
  • Как отремонтировать: удалить сломанные детали с последующей заменой на новейшие комплектующие.

2-ая причина: повреждение шарикоподшипников.

Устранение поломки: замена подшипников.

3-я: утечка трансмиссионного масла из коробки переключения трансмиссий.

Ремонт: смена прокладок.

4-ая: сальники потеряли эластичность.

Как восстановить: никак. Потребуется приобрести новенькие сальники.

5-ая: давление в картере коробки ДП выше нормы.

Способ ремонта: прочистка сапуна.

6-ая: разгерметизация по уплотняющим поверхностям.

Как ликвидировать: затянуть потуже элементы крепления, выполнить замену прокладок.

10. Латунные кольца синхронизаторов сильно износились.

  • Причина: разрегулировка упора клапана включения.
  • Что делать: Выполнить смену старого синхронизатора на новый. Выполнить регулировку положения упора. Протестировать работу привода.

Разница между 152, 15 и 154 КПП КАМАЗ

Сперва стоит обратить внимание на опору блока, отвечающего за переключение трансмиссий. Этот элемент находится в самом верху механизма. Если грузовик оборудован последней версией МПДП-1771010А, то можно с уверенностью говорить о наличии моделей 152 либо 154. Если хорошо присмотреться, то можно легко заменить визуальные отличия приведенных выше устройств.

В 154.1700056 реализовано герметичное закрытие корпуса. В 154-ой партии с последними цифрами маркировки КДП (51) этого нет.

Сегодня многие грузовые машины оборудованы механизмами переключения (МПДП) устаревших моделей (15-ой серии), практически снятых с производства. Их различие заключается в трубках, подсоединенных к клапану и распределителю воздуха.

3 самых существенных различия между 152-ой серией и 15-ой перечислены далее:

  1. Размер зубцов больше. Прочность шлицов ПрвВ заметно увеличилась.
  2. В конструкции пневмосистемы управлением использованы более простые инженерные решения путем внедрения пластиковых воздуховодов, подключенных к крану управления. Убраны лишние 2 воздуховода и коробка для их фиксации.
  3. Увеличен диаметр венца шестеренки 4-ой трансмиссии для увеличения ее несущей характеристики.

В Интернете нередко можно наткнуться на утверждение, что в качестве составляющих для починки 15-ой коробки передач можно использовать аналоги от 152-ой. Обосновывается такой рецепт «ремонта» якобы незначительными отличиями, касающимися только глубины шлицов и размеров синхронизаторов. Авторы подобных советов забывают об одной крайне важной мелочи: у парных механизмов все детали должны быть идентичными. Поэтому настоятельно не рекомендуется заменять часть фрагментов конструкции для 15-ой аналогичными запчастями от 152-ой.

Цены

Стоимость коробки передач 152 производства «КАМАЗ» на момент написания статьи составляет от 75.000 рублей. Помните: качественное изделие от производителей можно приобрести только в официальных торговых точках либо у известных и давно зарекомендовавших себя продавцов.

Набережные челны - 8 (8552) 99-96-53
Москва - 8 (800) 555-84-05
E-mail - sale@zavod-agregatov.ru
Режим работы - Пн-Пт 10:00-19:00

Данный сайт не является публичной офертой по Статье 437 ГК РФ. Цены и условия могут быть не актуальными.

На сайте представлена продукция ПАО "КАМАЗ" и смежников (в том числе ремонтная), не имеющих отношения к бренду, в данном случае подразумевается применяемость, а не производитель.