Коробка переключения передач КПП-152 с делителем на КамАЗ
10-ти ступенчатая коробка передач КАМАЗ модели 152 ставится на российских грузовиках с 1995 года. Состоит она из 2-х узлов: собственно 5-ти ступенчатой коробки и 2-х ступенчатого редуктора — делителя. Первая на понижение, вторая — высшая. Благодаря комбинации 5-тиступенчатой КП и двух вышеописанных механических передач на выходе получается 10 переднего и 2 заднего хода.
Коробкой передач КАМАЗ 152 -250 оснащают грузовики-тягачи, которые используют в роли «локомотива» для автопоездов.
Делитель передач (ДП) — еще один важный узел. Предназначение этой части КПП заключается в улучшении тяговых и экономических показателей грузовика за счет ощутимого снижения частоты смены передач вручную (при помощи рычага).
Как устроена КПП
Коробка передач модели 152 КАМАЗ обладает 5 отличительными нюансами от 15-ой:
- В ДП произведено упрочнение шлицов, каретки и зубчатых колес первичного вала. Усилению была подвергнута муфта синхронизатора. Продольный размер зубцов шестерней стала больше.
- Шестеренки соединены с промежуточным валом бесшпоночным способом.
- Механическая связь между вторичным валом и деталью «каретка синхронизатора» 4-ой, 5-ой передач больше не предполагает необходимость замкового устройства.
- Во избежание неконтролируемого выключения 4-ой и 5-ой передач размеры зубцов шестерней и муфт стали больше.
- Диаметр венца зубчатого колеса 4-ой сделан больше.
Шестеренка в конструкции промежуточного вала и сам этот элемент 152-ой нельзя заменить на подобный от 15-ой модели. Особое внимание нужно обратить на маркировку запчастей для грузовика, номера которых идут от 152-го и больше.
Также практически полной идентичностью (за исключением ряда запчастей) обладают трансмиссии с серийными номерами 142 и 152-1700050. Отличия перечислены далее:
- Разнится исполнение крышки заднего шарикоподшипника, также заметны отличия в реализации первичного вала;
- Кольцо в системе подачи трансмиссионного масла (маслонагнетательное) на шлицах отсутствует. Вместо этого узла в 152-ой коробке установлена муфта синхронизатора.
- В конструкции 142-ой серии присутствует передняя крышка ПржВ (промежуточного вала). В 152-ом варианте она заменена на распорную втулку, предназначенную для удержания осевого сдвига шарикоподшипника, расположенного спереди, в заданных границах. Распорная втулка также выполняет функцию маслоотражательной шайбы.
- Контакт полостей для трансмиссионного масла делителя и КП реализован при помощи дырок, проделанных в стенке 1-го узла и в переднем торце КП.
Первичный вал (ПрвВ) нуждается в постоянной регулировке осевого хода. С этой целью в 152-ой имеются прокладки из прочной стали с толщинами 0.20 либо 0.30 мм.
Технические характеристики
1. Подшипники
Шарикоподшипники всегда установлены в опорах ПрвВ (первичного вала). В промежуточном (ПржВ) шарикоподшипник имеется в передней опоре, в задней — роликовый, без внутр. кольца. Ситуация с опорами ПрвВ несколько иная: роликоподшипник без колец установлен спереди, шариковый — в задней части. Вторичный вал (ВтчВ) также укомплектован 2-мя подшипниками: роликовый расположенном спереди и шариковый сзади. Передней опорой ПржВ является роликоподшипник, в задней части устанавливается 2-х нарядный роликоподшипник (сферический).
2. Шарикоподшипники шестерен
Используются 2-х рядные роликовые без колец, с наличием сепараторов. Отличие наблюдается только в подшипнике шестеренки 4-ой передачи: здесь сепаратор отсутствует.
3. Шестерни
Зубцы в шестернях косые. Шестеренки с прямыми зубцами вращаются в 1-ой передаче и ЗХ (задн. хода).
4. Синхронизаторы
В грузовом автотранспорте применяются синхронизаторы с кольцами конусной формы (материал изготовления: латунь).
5. Система смазывания
Для увеличения срока службы трущихся металлических элементов применяется комбинированная схема смазывания трансмиссионным маслом. Подшипники шестерен делителя и КП дополнительно орошаются смазкой с помощью специального маслонагнетающего приспособления.
6. Механизм OM (отбора мощности)
От КПП с 2-х сторон по ГОСТ номер 12323-66. С левого бока — от венца шестеренки ЗХ (задн. хода) ПржВ. С правой — от венца блока зубчатых колес ЗХ. Есть возможность монтажа КОМ на месте верхней крышки 152-ой.
7. Управление КП трансмиссий
Управляется устройство грузового автомобиля механическим способом посредством дистанционн. привода. Для управления делителем применяется преселекторный механизм и пневматика.
8. Передаточные числа
- 1H (No трансмиссии) — 7,820 (передаточное число);
- 1В — 4.030;
- 2H — 2.500;
- 2B — 1.530;
- 3H — 1.000;
- 3В — 7.380;
- 4H — 1.530;
- 4B — 1.250;
- 5H — 1.000;
- 5В — 7.815;
- 3XH — 7.380;
- 3ХВ — 6.002.

Коробка передач КАМАЗ — КПП 15
Модель КПП: 15
Артикул: 15.1700025
Кол-во передач: 10
Применяемость: КАМАЗ 5320, 5511, 53212, 5410, 55102

Коробка передач КАМАЗ — КПП 152
Модель КПП: 152
Артикул: 152.1700025
Кол-во передач: 10
Применяемость: КАМАЗ 43114, 53205, 55111, 53215, 65115 (Евро-1, Евро-2)

Коробка передач КАМАЗ — КПП 152 MFZ-430
Модель КПП: 152
Артикул: 152.1700000
Кол-во передач: 10
Применяемость: КАМАЗ 43253, 4308 (двигатели Cummins)

Коробка передач КАМАЗ — КПП 152 на ЯМЗ
Модель КПП: 152
Артикул: 152.1700000
Кол-во передач: 10
Применяемость: Двигатели ЯМЗ 236, 238
Комплектность КПП
Комплект стандартного устройства включает: сцепление, вилку его отключения, ведущий и ПржВ, картер, опоры рычага ПП и штока, блок шестеренок (ЗХ) заднего хода, ПрвВ. Дополнительно укомплектована гайками, болтами, роликоподшипниками, шарикоподшипниками, кольцами, стальными пружинами и т.п.
Возможные неисправности
Наиболее вероятные поломки 152-ой. Как их ремонтировать?
1. Скрежет при переключении трансмиссий. Для запуска 1-ой трансмиссии и заднего хода приходиться прилагать значительные усилия.
- Причина: сцепление частично «ведет» (наблюдается неполное отключение).
- Решение: Добиться, чтобы муфта, включающая механическое сцепление, двигалась свободно.
2. Для переключения трансмиссий водителю необходимо использовать силу.
- Источник поломки: на опорах тяг ДУ (Дистанцион. Управления) накопилось много грязевых частиц и загустевшего трансмиссионного масла.
- Решение: нужно тщательно вымыть специальным очистителем и нанести новую смазку 158 (еще известной как «синяя»).
3. Трансмиссии в делителе запускаются с шумами и скрежетом.
- Причина: давление в пневматической системе управления выше нормы.
- Способ починки: правильно настроить работу редукционного клапана.
4. Порвалась мембрана редукционного клапана.
- Причина: кольца (конусные) выработали свой ресурс.
- Метод ремонта: заменить данный фрагмент и мембрану в клапане.
5. Сухари ВП (вилки переключения) в коробке делителя выработали свой ресурс.
- Источник поломки: забились воздушные каналы для выброса отработанного воздуха, что привело в неисправное состояние сапун клапана включения.
- Как устранить проблему: Клапан разобрать на элементы, тщательно их вымыть особым эффективным очистителем. Затем смазать очищенные поверхности, испытывающие трение, хорошо известной водителям «синей» смазкой.
6.Случайное переключение трансмиссий во время поездки на грузовой машине.
- Причины: поломка фиксаторов КП, лапки вилок и сухари давно отработали срок службы. Разболтанные крепления рычагов, неисправность функционирования системы ДУ.
- Как починить: затянуть крепления, выполнить замену отработавших свой ресурс компонентов.
7. Не включаются передачи.
- Причина: смещение дистанционного привода управления в результате сильного износа запчастей.
- Методы устранения: регулировка привода с заменой пришедших в негодность элементов. Необходимо затянуть крепления. Если разрушены шарикоподшипники шестерен ведомого вала, их нужно извлечь и сменить.
8. Не включаются трансмиссии в коробке ДП.
- Чем вызвано: заеданием поршней распределителя воздуха.
- Как устранить: устройство разобрать, все составляющие промыть специальным очистителем и покрыть смазывающим составом 158 (синего цвета).
2-я: пространственное смещение упора клапана включения.
Способ ремонта: вернуть упор в требуемое положение.
3-я: неисправности: сломался упор клапана
Устранение: поставить новый.
4-я: Забился мусор в пневматическую систему управления делителя.
Что делать: продуть и хорошенько вымыть воздухопроводы, клапаны и дроссель. Для очистки конструкции использовать специальный очиститель.
9. В процессе работы КПП издает сильный шум
- 1-ая причина: Запчасти критично изношены либо сколоты зубцы шестерней. Разбиты подшипники.
- Как отремонтировать: удалить сломанные детали с последующей заменой на новейшие комплектующие.
2-ая причина: повреждение шарикоподшипников.
Устранение поломки: замена подшипников.
3-я: утечка трансмиссионного масла из коробки переключения трансмиссий.
Ремонт: смена прокладок.
4-ая: сальники потеряли эластичность.
Как восстановить: никак. Потребуется приобрести новенькие сальники.
5-ая: давление в картере коробки ДП выше нормы.
Способ ремонта: прочистка сапуна.
6-ая: разгерметизация по уплотняющим поверхностям.
Как ликвидировать: затянуть потуже элементы крепления, выполнить замену прокладок.
10. Латунные кольца синхронизаторов сильно износились.
- Причина: разрегулировка упора клапана включения.
- Что делать: Выполнить смену старого синхронизатора на новый. Выполнить регулировку положения упора. Протестировать работу привода.
Разница между 152, 15 и 154 КПП КАМАЗ
Сперва стоит обратить внимание на опору блока, отвечающего за переключение трансмиссий. Этот элемент находится в самом верху механизма. Если грузовик оборудован последней версией МПДП-1771010А, то можно с уверенностью говорить о наличии моделей 152 либо 154. Если хорошо присмотреться, то можно легко заменить визуальные отличия приведенных выше устройств.
В 154.1700056 реализовано герметичное закрытие корпуса. В 154-ой партии с последними цифрами маркировки КДП (51) этого нет.
Сегодня многие грузовые машины оборудованы механизмами переключения (МПДП) устаревших моделей (15-ой серии), практически снятых с производства. Их различие заключается в трубках, подсоединенных к клапану и распределителю воздуха.
3 самых существенных различия между 152-ой серией и 15-ой перечислены далее:
- Размер зубцов больше. Прочность шлицов ПрвВ заметно увеличилась.
- В конструкции пневмосистемы управлением использованы более простые инженерные решения путем внедрения пластиковых воздуховодов, подключенных к крану управления. Убраны лишние 2 воздуховода и коробка для их фиксации.
- Увеличен диаметр венца шестеренки 4-ой трансмиссии для увеличения ее несущей характеристики.
В Интернете нередко можно наткнуться на утверждение, что в качестве составляющих для починки 15-ой коробки передач можно использовать аналоги от 152-ой. Обосновывается такой рецепт «ремонта» якобы незначительными отличиями, касающимися только глубины шлицов и размеров синхронизаторов. Авторы подобных советов забывают об одной крайне важной мелочи: у парных механизмов все детали должны быть идентичными. Поэтому настоятельно не рекомендуется заменять часть фрагментов конструкции для 15-ой аналогичными запчастями от 152-ой.
Цены
Стоимость коробки передач 152 производства «КАМАЗ» на момент написания статьи составляет от 75.000 рублей. Помните: качественное изделие от производителей можно приобрести только в официальных торговых точках либо у известных и давно зарекомендовавших себя продавцов.