Эксплуатация коробок передач на автомобилях КАМАЗ

Коробки передач 152, 154 КАМАЗ или модельный ряд КПП ZF устанавливаемый, на автомобили КамАЗ — агрегатированные. Для выбора оптимальной скорости движения в зависимости от состояния дорожного покрытия, массы перевозимого груза необходимо знать ее устройство, особенности функционирования, иметь определенный опыт. Движение задним ходом, маневрирование, перевозку тяжелых грузов осуществляют на низших передачах.

Коробка передач КАМАЗ – КПП 154 (4) Коробка передач – КПП ZF 16S1822 TO (2)

Особенности трансмиссии КамАЗа

Автомобиль оснащают механической коробкой передач (КПП). Переключение производят путем одновременного воздействия на педаль сцепления, рычаг управления трансмиссией. Мощный грузовик изначально предназначен для перевозки тяжелых грузов, поэтому переключение передач производят поэтапно.

Механическая КПП может функционировать в 2 режимах:

  • первичном (обозначают Н — низкие передачи);
  • вторичном (В — высокие передачи).

Для выбора режима работы используют особый переключатель. Он расположен в передней части рукоятки управления (на коробках передач серии 154 и некоторых других). Для транспортировки тяжелого груза рычажок устанавливают в верхнее положение; при движении незагруженного автомобиля рычажок находится в нижнем положении.

Запуск двигателя, начало движения большегрузной машины

Управление пустым грузовиком нетрудно; передвижение на загруженной машине требует повышенного внимания.

Совет! КПП большегрузного автомобиля отличается от аналогичного узла легковой машины. Прежде чем садиться за руль КамАЗа, следует разобраться в ее особенностях.

Схожесть агрегатов на легковом, грузовом автомобиле в том, что перед запуском двигателя удерживают выжатой педаль сцепления. Переход с низшей передачи на более высокую выполняют в определенной последовательности.

На ровной, твердой дороге разгон грузовика осуществляют, активируя следующие передачи:

  • первая, вторая, третья «В»;
  • активируют первичный режим «Н», четвертую пониженную передачу — 4Н, активируют вторичный режим «В», четвертую повышенную передачу — 4В;
  • включение пятой передачи также происходит в два этапа: сначала с четвертой повышенной (4В) на пятую пониженную — 5Н, далее с пятой пониженной (5Н) на пятую повышенную — 5В.

Главное правило ускорения пустого автомобиля КамАЗ — плавный, медленный старт с постепенным переходом на более высокую скорость; на 4, 5 высокие передачи переходят в два этапа, используя кратковременное переключение в режим «Н.

Разгон загруженного транспортного средства происходит с использованием первых 4 передач в более медленном режиме «Н». В благоприятных условиях движения включают повышенную — 4В, далее пятую пониженную — 5Н, пятую повышенную — 5В.

Особенности управления КПП на автомобилях КамАЗ

Конструкция трансмиссии большегрузного автомобиля достаточно проста. Ее свойства, характеристики зависят от типа узла.

Коробку 152 с делителем устанавливают на машины с дизельным двигателем класса евро-0, евро-1, евро-2, а КПП 154 на моторы евро-2, евро-3, евро-4. В процессе эксплуатации производитель рекомендует придерживаться схемы ускорения, рассмотренной ранее: 1, 2, 3В, далее переход на 4, 5 с использованием режима «Н».


В наличии

Коробка передач КАМАЗ — КПП 154

Модель КПП: 154

Артикул: 154.1700056

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43118, 65115, 4350, 43505, 5350, 53605


После капремонта

Новый

В наличии

Коробка передач КАМАЗ — КПП 152

Модель КПП: 152

Артикул: 152.1700025

Кол-во передач: 10

Применяемость: КАМАЗ 43114, 53205, 55111, 53215, 65115 (Евро-1, Евро-2)


После капремонта

Новый

В наличии

Коробка передач – КПП ZF 9S1310

Модель КПП: 9s1310

Артикул: 1324 001 048

Кол-во передач: 9

Применяемость: КамАЗ 65115, 65116, 65117, 53605, 5308 MAN, DAF, SCANIA, МАЗ


После капремонта

Новый

В наличии

Коробка передач КАМАЗ — КПП 142

Модель КПП: 142

Артикул: 142.1700025

Кол-во передач: 5

Применяемость: КАМАЗ 4310, 43101, 5511


После капремонта

Новый


Схема подходит для движения пустого грузовика по ровной дороге с твердым покрытием. В конструкцию трансмиссии КамАЗа встроен дополнительный редуктор (делитель) с одной ступенью.

В моделях 161, ZF 9S1310 реализован автоматический переход между пониженным, повышенным режимами движения на 4, 5 передаче.

Справка! Для информирования водителя КамАЗа о смене режима функционирования КПП предусмотрен световой индикатор (лампочка).

В 8-ступенчатых моделях КПП предусмотрен еще один режим — «С». Используют его для очень медленного движения в крайне трудных дорожных условиях, маневрирования, преодоления препятствий.

Управление КамАЗом в различных дорожных ситуациях

Езда по хорошим дорогам с твердым покрытием не вызывает трудностей. Мощная машина способна преодолевать труднопроходимые участки дорог: подъемы, спуски, заболоченные места, снеговые заносы, обледенелое покрытие. Управление грузовиком в таких условиях требует опыта, осторожности.

Преодоление подъема

Перед началом склона активируют режим «Н» (пониженные передачи). При дальнейшем движении учитывают следующее:

  • переключая передачи, используют двойной выжим педали сцепления;
  • в момент переключения несколько раз нажимают педаль акселератора;
  • поддерживают обороты коленвала двигателя на уровне не ниже 2000 об/мин.

Важно! Если обороты коленвала падают ниже отметки 2000 об/мин, то начинается перегрев ДВС, возможна полная остановка.

Движение на спуске

Главное требование — не выключать двигатель. Это запрещено правилами дорожного движения (п. 28.3 «а»). Не разрешается выжимать педаль сцепления, выключать передачу. При остановке двигателя выключается гидравлический усилитель рулевой системы, привод компрессора системы торможения.

Для уменьшения скорости спуска используют вспомогательный тормоз. Основное усилие по торможению падает на двигатель. На спуске водителю следует проявлять еще большую осторожность, чем на подъеме.

Преодоление обледенелого участка

Приближаясь к опасному участку, снижают скорость движения, увеличивают дистанцию, боковое расстояние до других транспортных средств. Все движения выполняют плавно, избегая резких поворотов рулевым колесом. Обороты двигателя поддерживают на одном уровне.

Недопустимы ни внезапное торможение, ни резкое нажатие на педаль акселератора. Оба действия приводят к скольжению, боковому заносу.

Справка! При экстренной остановке грузовика с прицепом колеса прицепа останавливаются раньше.

В особых случаях грузовик останавливают, выключая двигатель. Это крайнее, вынужденное действие. Оно ускоряет износ силовой установки, но сокращает тормозное расстояние.

Движение на низкой передаче с постоянной скоростью предотвращает пробуксовку колес, уменьшает механическую нагрузку на коробку передач КамАЗа.

Действия водителя при заносе автомобиля

Профессионализм водителя проявляется в выборе такой скорости, траектории движения, чтобы в сложных дорожных условиях избежать буксования, скольжения, заноса. Он переключает ступени КПП с таким расчетом, чтобы запас хода был максимальным.

Первое действие водителя Камаза — не выключать сцепление, не совершать резких маневров. Плавное, равномерное движение позволяет выровнять грузовик, вернуться на первоначальную траекторию на дорогах с самым разнообразным дорожным покрытием.

Важно! В случае заноса рулевое колесо поворачивают в сторону смещения автомобиля.

Если КамАЗ занесло, он сбился с курса, движение прекращают; при этом мост дифференциала отключается.

Перед началом дальнейшего движения оценивают состояние дорожного покрытия, окружающую обстановку, принимают меры по безопасному преодолению сложного участка. При необходимости обращаются к другим участникам дорожного движения, вызывают спецтехнику. Иногда пережидают некоторое время до улучшения погодных условий.

Выводы

На автомобилях КамАЗ требуется постоянный контроль показаний тахометра, поддержка частоты оборотов коленвала на уровне 2000 об/мин. Автоматическая активация режимов «Н», «В» при движении на высоких скоростях приводит к уменьшению расхода топлива. Точный выбор моментов перехода на высокую, низкую передачу способствует увеличению средней скорости движения, уменьшает риск перегрева силовой установки.

Устройство КПП автомобиля КамАЗ, принцип работы, способ переключения, особенности контроля существенно не отличаются от свойств, поведения аналогичного агрегата на легковых машинах. Перед началом эксплуатации большегрузного автомобиля после езды на другом транспорте следует внимательно ознакомиться с функциональными особенностями коробки переключения передач, нюансами выбора оптимальной скорости движения.

Коробки передач моделей 15, 152, 154 несколько отличаются от импортных моделей ZF, но рекомендации по управлению ими схожи.

ВАЖНО! Данный материал не является руководством, не может быть использован как документация или аргумент. Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста сообщите нам об этом.

Набережные челны - 8 (8552) 99-96-53
Москва - 8 (800) 555-84-05
E-mail - sale@zavod-agregatov.ru
Режим работы - Пн-Пт 10:00-19:00

Данный сайт не является публичной офертой по Статье 437 ГК РФ. Цены и условия могут быть не актуальными.

На сайте представлена продукция ПАО "КАМАЗ" и смежников (в том числе ремонтная), не имеющих отношения к бренду, в данном случае подразумевается применяемость, а не производитель.